Ритритная практика

Ритритная практика
Свами Вишнудевананда Гири

Что такое ритрит
Ритрит — это практика духовной йогической дисциплины для серьезных практиков-садху, ищущих Просветление (атма-джняна) и Освобождение (мокша), серьезно занимающихся йогой по правилам, данных реализованными святыми йогами древности, с целью получения знаков реализации, таких как дхьяна, самадхи, опыты недвойственной ясности, пробуждения кундалини, очищения чакр, пран и каналов (нади).
Это подражание древним риши и сиддхам, вернее — движение по их пути. В нашей, да и в любой серьезной духовной традиции, он занимает важное место. Почему? Потому что любая серьезная духовная традиция предполагает тапасью, аскезу, то есть то, что вы серьезно практикуете, посвящая садхане многие дни, месяцы и даже годы. По одному этому критерию можно понять глубину той или иной традиции.
Ритрит (ануштхан) — это возможность сосредоточиться на практике и практиковать длительное время без всяких помех и отвлечений садханы упасаны (почитания божеств), мантра-йоги, раджа-йоги, кундалини-йоги, джняна-йоги, лайя-йоги, нада-йоги, джьоти-йоги и других йог.
Это время, когда можно глубоко погрузиться в методы (упаи) учения. Как бы хорошо вы ни понимали учение адвайты, тантры, интеллектуально, философски, садхана — это иное. Это — не ум. Это — не книги. Не мысли. Не разговоры. Не изучение или пение санскрита. Это значит силой дхьяны, созерцания войти в тонкое тело, затем — в причинное и далее — пройти их насквозь, пронзить стрелой вичары и вивеки и пойти глубже, в измерение турья.
Чтобы обрести брахма-джняну и вайрагью. Ритрит дает возможность полностью отойти от мирской суеты на время и пожить в другом измерении — в измерении садханы.
В ритрите можно почувствовать насколько все, кроме садханы Освобождения, развития и очищения души, постижения природы ума и Бога — эфемерно и призрачно. В ритрите, оставшись наедине с собой и Богом, своим умом, кармой вы переоцените все свои взгляды на жизнь и мир. Вы узнаете себе цену и поймете свою карму. Вы поймете, кто вы есть в самом деле и что есть эта жизнь. Вы узнаете цену своих слов и мыслей, и того, что есть за ними. Вы поймете, что минута, день практики ценнее тысяч слов и многих лет рассуждений о ней.
Во время ритрита
Во время ритрита по традиции принимаются ритритные духовные обязательства, соблюдается распорядок, молчание (мауна), на время прекращается внешнее общение и выполняется серьезная духовная работа по тренировке в концентрации, медитации, мантре, созерцанию, изучению священных текстов, работе с энергиями ветров и каналов.
Классический ритритный день включает в себя утренние занятия упражнениями хатха- и кундалини-йоги, несколько (от двух до пяти) медитативных сессий в день, созерцательную ходьбу в перерывах (чанкраманам), изучение текстов и ритуальные практики.
Ежемесячно опытные санньясины (монахи) проводят в ритрите неделю, а начинающие — пять дней или три дня. Также серьезно настроенные практиковать медитацию семейные садху — карма-санньяси проводят в ритрите минимум три дня ежемесячно. В течение года монахи практикуют три месяца в ритрите, а карма-санньяси — две недели. Это принятое в сангхе «ритритное правило», хотя есть и более длительные ритритные практики.
Есть также шестимесячные, годовые, трехлетние ритриты. Как правило, это удел монахов (санньясинов) или опытных учеников — карма-санньясинов. Как правило, монахи проводят в ритритах одну четвертую или одну треть, или даже половину жизни, а некоторые — более половины. Поэтому те садху, кто желает провести половину или более половины жизни в ритрите, естественно, склоняются к статусу монаха (пурна-санньяси) и идут жить в ашрамы, а кто не готов — селятся рядом с ашрамом и принимают статус «ванапрастхи».
Какие бывают ритриты
Короткие ритриты 1-3 дня можно проходить даже у себя дома, самостоятельно. Длительные ритриты благоприятно и важно проводить в специально подготовленных, саттвичных местах — ашрамах, где живут садху, ритрит-центрах (дхарма-питхах, тапованах), благословленных для этого, под руководством Гуру или опытного наставника, ученика Гуру — санньясина.
В каждом нашем ашраме выполняются ритриты — ежемесячные и ежегодные, длительные, для санньяси и карма-санньясинов.
Ритриты бывают коллективные и одиночные. Начинающим лучше начинать с коротких коллективных ритритов. К ритриту надо заранее как следует готовиться, практикуя самостоятельно ежедневно дома, изучая методы и очищая себя. Начинающие обычно проходят сначала ритриты по базовым практикам, концентрации, мантре, 7 или 24 базовым аналитическим медитациям, затем переходят к более глубоким методам.
Нужно сначала создать мощный фундамент — основание йоги, как учил Даттатрея в «Йога Рахасье». Есть семь уровней ритритов, включающие в себя разные подуровни, рассчитанные на 12 лет, когда мы проходим последовательно весь курс обучения и садханы.
Плоды ритрита
В идеале тот, кто, практикуя, доходит до высших ступеней, рано или поздно обязательно исчерпывает, очищает свою карму, усмиряет ум, освобождается от эго, обретает знаки реализации — дхьяну, самадхи пустоты (асампраджнята самадхи), непрерывное сознание во сне со сновидениями, опыты разного уровня просветления по стадиям 16 кала, способности путешествия в тонкие измерения и чистые страны, делая постепенно, медленно, шаг за шагом, движение по лестнице Освобождения.
Но жизнь далека от идеалов, поэтому иногда ритрит — это и духовная битва с кармой. Идя по этой лестнице, мы шаг за шагом идем к реализации плода учения (прайоджана). Этот плод — самадхи, обретение трех просветленных божественных тел, стадия рождения по 16 кала. Хотя у каждого своя скорость и свой уровень саттвы, заслуг и кармы. По сути, наше Просветление и Освобождение — в наших руках, надо только хорошо практиковать. Если между нашей душой и Богом, дживой и Брахманом, кармой и нашим Освобождением, Богом стоит карма, то она — не бесконечна, и для ее преодоления нужно выполнить конкретное нужное количество духовной работы. В этом все дело. Вы все должны понимать: на все ваши вопросы, трудности, неурядицы, кармы — есть один только ответ — практикуйте, просто больше практикуйте. 
Как практиковать 
Отбросьте желания и иллюзии ума и начните практику. Начните опираться сами на себя, а Гуру, святые Прибежища, ишта-девата помогут вам, если, конечно, вы верите в них. Практикуйте усердно, храбро, не оглядываясь на мир, окружающее общество, на других, на чужие мнения, недостатки или достоинства, без лени и отвлечений.
«Даттатрея сказал: Всякое отношение общества — почитание и бесчестье — причина волнений для обычных людей. Йоги достигают успеха, когда они воспринимают это отношение общества к себе наоборот». (Йога Рахасья, гл. 3.)
Потому что наша следующая жизнь, наша карма, судьба, наша реинкарнация, наше Просветление, Освобождение, бессмертие, обретение бессмертного тела в облике божества — это не дело других людей, не дело общества, а дело только нас самих и Бога. Что бы там ни было, а если вы практикуете хорошо — вы всегда будете счастливы, всегда будете правы и всегда создадите хорошие причины на будущее. Практикуйте с мотивацией служения, а не эгоистично. А потом привносите медитативный и созерцательный опыт во внешнюю жизнь, смешивая, соединяя все, что вы обрели в ритрите, с повседневностью. В ритрите все просто — ты либо практикуешь ради Освобождения, опыта самадхи, обретения сарупья-мукти, саюджья-мукти, либо — нет. Остальное — не очень важно.
Жизнь после ритрита
Наконец, мы должны затем выйти из ритрита, чтобы жить в измерении блаженства — ананды, чит-шакти-виласы, как пробужденные (атма-джняни), свободные души (дживанмукты), как святые, как сиддхи, играя в недвойственности, с обновленным, чистым, свободным от эго, двойственности и кармы, обожествленным сознанием, в осознавании «ШИВО ХАМ», «АХАМ БРАХМАСМИ», чтобы жить по-новому в мире как просветленное божество, чтобы играть в сансаре как в измерении чистой божественной мандалы на благо всех живых существ.